Ремонт и профилактика шагового двигателя
Шаговый двигатель многим кажется нерарешимой загадкой и не зря. Его капризный нрав заставит оказаться в неловком положении любого уважающего себя электрика. Сейчас я хочу рассмотреть элементарные моменты эксплуатации шагового двигателя, без которых на мой взгляд невозможно достойно сделать простую профилактику этой электрической машине. Ротор этого двигателя представляет собой сильно намагниченный цилиндр с ярко выраженным профилем в продольном исполнении. В таком же стиле выполнен профиль статора. Соответственно в работе этого двигателя фиксация равнодействующего магнитного поля играет решающую роль. Но речь не о теории, а о практике. Зазоры в двигателе выполнены с минимальными возможными припусками и малейшее отклонение вызывает нарушение его работы.
Что же может стать возмутителем спокойствия, вернее нормальной работы? Да хотя бы куссочек технологтческой стружки от обработки самого двигателя. Прежде, чем начать разборку двигателя, необходимо создать для этого условия:
1.Чем меньше двигатель по размерам, тем они должны быть жёсче.
2.Должна быть идеальная чистота на рабочем месте, какую только Вы можете себе представить.
3.Должен быть идеально чистым инструмент, которым Вы собраетесь работать и его наличие, о чём нужно позаботиться заранее.
4.Должны быть в наличии к примеру два-три полиэтиленовых пакета подходящих размеров и чистая обёрточная бумага. Все тряпки необходимо убрать.
5.Самое трудное, что нужно обеспечить, так это наличие сжатого воздуха давлением примерно 6 атм.
Вот такие нехитрые требования, которые могут привести Вас к положительному результату. Обычно торцевые крышки шаговых двигателей выполняются из немагнитных материалов, да ещё используются всевозможные сальники и всё для того, чтобы обеспечить внутри идеальную возможную чистоту. Поэтому начинать разборку двигателя лучше всего вдвоём, чтобы ненароком не расколоть торцевые крышки и не уронить двигатель на пол.
Допустим, Вы отвинтили штыри, вынули их, сняли крышки.
Как вытащить ротор? Дело в том, что только стоит снять переднюю крышку, как он мгновенно прилипает к статору, причём казалось бы намертво. Вот тут нужны достаточно опытные и крепкие человеческие руки. Как вариант предлагаю подложить полиэтиленовый пакет на колени, взять ладонями за корпус двигателя и опереться между ног. Со стороны задней крышки через выколотку, (если есть, латунную) несильными ударами молотка второй учаастник должен выбить ротор вниз. Он пойдёт постепенно и сразу его зворачивайте в полиэтиленовый пакет. Даже соприкосновеное с одеждой чревато неприятными последствиями.
Затем необходимо тчательно проверить поверхность ротора:
и статора на наличие посторонних частичек , особенно металла:
В данном случае причиной разборки шагового двигателя явилось проявление продольного люфта ротора двигателя, потеря его мощности и появление резонанса при вращении с нагрузкой. Как выяснилось в дальнейшем, лопнуло опорное пружинное кольцо в задней части двигателя.
Причём кусочек застрял между полюсов ротора. Очистка поверхностей ротора и статора производилась сильной струёй сжатого воздуха. Ещё раз обращаю Ваше внимание на то, что использовать ветошь, кисти, даже чистые не допустимо.Кольца нужного размера найти не удалось, поэтому попробовали выточить кольцо из фторопласта толщиной 1,8 мм. После сборки оказалось, что ротор вращается недопустимо туго, значит нужно было ещё уменьшаь толщину кольца. Но тут кольцо всё-таки нашлось, из одного электроцеха нашли от старого асинхронного двигателя диаметром 36мм при диаметре обоймы подшипника 37 мм. После сборки двигатель заработал, но потом была допущена ошибка, при насадке на вал двигателя шкива использовали удары молотка по окружности. Двигатель сразу пошёл в резонанс. Эта была ошибка в сборке. Пришлось снова разобрать двигатель и проанализировать возможные варианты. Была установлена ещё одна возможная причина некачественной сборки. Это следы герметика на крышках и статоре. То есть герметик возможно нарушал первоначальное положение статора и ротора. Сопредельные участки были тчательно вычищены и двигатель снова собран. На этот раз он заработал. Даже неплохо, но при полной нагрузке стартовал с признаками резонанса. Поэтому было принято решение снизить нагрузку на двадцать процентов. Пока всё хорошо работает. Хотя не даёт покоя мысль, что и в блоке тоже появилась какя-то неисправность. Как проверить? Однако усилия, я считаю не пропали даром, основные принципы разборки и сборки двигателя были определены.
С уважением, Владимир.
Разобрал биполярный шаговый двигатель, припаяв средний вывод на обмотки сделал двигатель униполярным, после обратной сборке ротор сильно прилип к стартору и вращается с трением, как собрать чтобы не прилипал? Спасибо
Вся проблема шаговых двигателей именно в сборке.Так как после неё они зачастую вообщё отказываюся работать. Поэтому приходится повторять эту процедуру по несколько раз.Во всяком случае нужно взять увеличительное стекло и просмотреть всю поверхность ротора и статора на предмет наличия посторонних частиц.Если разборка и сборка производилась не в стерильных условиях, то они обязательно будут. Просто после сборки они встают между ротором и статором и не только тормозят вращение,но и меняют частотные характеристики двигателя и зачастую он просто уходит в резонанс.Поэтому можно продуть поверхность под струёй сильного сжатого воздуха,хотя и после этого нужно опять осматривать поверхность.Потом очень трудно попасть на те усилия зажатия крышек двигателя, которые были при заводской сборке. Они зачастую выполнены из немагнитных сплавов и легко деформируются,можно изменять усилия затяжки и Вы сразу почувствуете разницу.Потом большую роль играет установочная пружина,если она есть или прокладка.Прокладка после пяти лет эксплуатации меняет свои свойства и её лучше поменять.Подшипники как правило служат дольше, чем сам двигатель.Но лучше шаговые двигатели не разбирать,это как говорится крайний случай,а вдруг повезёт.
С уважением,Владимир.
Здравствуйте. Хоть и тема давно закрыта, но вопрос для меня актуален.
Нашел несколько шаговиков от здорового офисного копира. Что-то удалось снять живьем, а что-то уже привлекло внимание криворуких людей еще до меня.
Есть несколько покалеченых движков. Одному хвост отрезали, а второму вырвали с корнем.
Первому проводки перепаял, но включать не пробовал еще.
Контроллер не готов пока.
А со вторым беда…
Открыл, а что откуда идет и на вывод напаивается- не знаю вообще.
имею 5 следов вывода из движка и 8 из обмоток.
Подскажите пожалуйста как правильно припаять выводы на двигатель.
Если потребуется фото вышлю.
Двигатель Sanyo denki co.ltd
3.3 OM 1,8 град.\шаг
тип 103-548-1142 (по ихней японской классификации)
Хорошо,если смогу разобраться, то отвечу. Высылайте фото, можно на kontrolport@mail.ru
Добрый день! имею проблемку с маленьким китайским шаговичком – перестал вращаться только трещит и на месте дрожит. сам я классический гуманитарий, так что изъясняюсь как получится)). в общем вручную провернуть двигатель можно, но с усилием, отчетливо чувствуются “ступеньки” при повороте. при разборе выяснил что вот этот вот ступенчатый магнит немного криво сидит на валу еле заметно если быстро вращать вал пальцами за подшипники. видимо перетянул ремень и он его сдвинул в итоге, в результате статор цепляется за ротор.
еще вот между частями ступенчатого магнита шайбы расположены не симметрично и местами – близко к краю… вот фото https://www.dropbox.com/s/2vp4ac0koo9oh61/2015-05-21%2020.03.08.jpg?dl=0
как можно это починить в домашних условиях? в смысле понятно что молотком но куда и как стучать? а если починить нальзя то как определить тип движка чтобы такой же у китайцев купить? там 50 зубьев на магните. спасибо.
Нет, ничего криминального не видно. Справа находится установочная шайба в изогнутом состоянии. Крайне важно, чтобы она была целой и без трещин. Если есть трещина, то скорей всего, двигатель работать не будет, или не будет выдавать номинальную мощность. Насчет ступенчатого вращения – это нормально, он показывает свой шаг. Если двигатель трещит и дрожит, то скорей всего проблема в питании. Самый простой случай – это потеря контакта в одном из проводов. Гораздо хуже – это отказ управляющего блока, можно проверить в домашних условиях только подсоединением заведомо исправного. Если такого нет, как например в принтерах, то обращение к электронщику не миновать. Насчет механического повреждения. Его нельзя стучать даже по торцу вала при сборке или насаживая ведущую шестерню или шкив. У китайских шаговиков обычно крепление на вал очень простое, винтом под утопленный шестигранник и свободная посадка. При механическом повреждении шансов запустить его снова практически нет.
С уважением, Владимир.
Здравствуйте, Владимир! Подскажите, пожалуйста, как должен вращаться ротор правильно собранного шагового двигателя (плавно, по инерции или должна ощущаться какая-нибудь дискретность) и как можно стянуть шестерню с “некитайского” двигателя? Спасибо!
Если вращать руками, то дискретность чувствуется, а самостоятельно он вращается плавно. Шестерня должна сниматься с шагового двигателя довольно легко, если не снимается, то Вы можете повредить шаговый двигатель. Поэтому лучше снимать шестерню после разборки с ротора.